Знак "Ударнику Сталинского призыва" (СССР)
Материал из Медали и Ордена
(→Оригинальные гайки) |
(→Оригинальные гайки) |
||
Строка 160: | Строка 160: | ||
| Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) <ref name="vk"/>. | | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) <ref name="vk"/>. | ||
| Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) <ref name="vk"/>. | | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) <ref name="vk"/>. | ||
- | | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва), номерной, № 43726 <ref name="sammler04"/>. | + | | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва), номерной, № 43726 от знака № 44 323 <ref name="sammler04"/>. |
| Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Министерства путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) <ref name="meshok02"/>. | | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Министерства путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) <ref name="meshok02"/>. | ||
|- | |- |
Версия 12:22, 28 марта 2024
Учреждён приказом Наркомата путей сообщения от 28 апреля 1934 года № 116/Ц [1].
Положение о знаке
1934 год
Значок ударника Сталинского призыва выдаётся лучшему ударнику жел.-дор. транспорта, являющемуся образцом в проведении железной сознательной дисциплины, выполняющему и перевыполняющему свои производственные задания по количественным и качественным показателям, организующему отстающих на достижение высокой производительности труда, овладевшему техникой своего дела и передающему свой опыт другим, активно участвующему в общественно-политической жизни.
Значок ударника Сталинского призыва выдаётся Политуправлением НКПС через ЦК Союза железнодорожников. Политотделы дорог и Дорпрофсоюзы по особому представлению Райполитотделов, Райпрофсожей, Парторгов жел.-дор. транспорта и начальников соответствующих хозорганов, а также территориальных партийных и советских организаций, с обязательным обсуждением кандидатур на собраниях рабочих и служащих.
Железнодорожники, получившие значок ударника Сталинского призыва, пользуются первоочерёдностью во всех правах и льготах ударника на жел.-дор. транспорте.
Политуправление НКПС и ЦК Союза железнодорожников, через политотделы дорог и Дорпрофсожи, по представлению Райполитотделов, Парторгов, местных партийных и профессиональных организаций и соответствующих хозорганов, лишают значка ударника Сталинского призыва за систематическое невыполнение своих производственных заданий, нарушение трудовой дисциплины и антиобщественные поступки.
Вопрос о лишении значка ударника Сталинского призыва должен быть обсуждён на собрании рабочих и служащих.
1935 год
1. Значок "Ударника Сталинского призыва" выдаётся лучшему ударнику-отличнику ж.-д. транспорта, являющемуся примерным гражданином социалистического отечества, показывающему образцы сознательной, большевистской дисциплины, отлично выполняющему и перевыполняющему свои производственные задания, овладевшему техникой своего дела и передающему свой опыт другим.
2. Значок "Ударника Сталинского призыва" выдаётся Народным комиссариатом путей сообщения совместно с центральными комитетами профсоюзов ж.-д. транспорта, по представлению начальников дорог, политотделов дорог и президиумов Дор. профсожей, а также территориальных партийных и советских организаций.
3. Народный комиссариат путей сообщения, совместно с ЦК ж. д., лишает значка "Ударника Сталинского призыва" за систематическое невыполнение своих производственных заданий, нарушение трудовой дисциплины и антиобщественные поступки.
4. Вопрос о награждении значком и лишении его предварительно обсуждается на собрании рабочих и служащих.
Описание знака
В центре знака была шестигранная шайба, из неё, как из туннеля выезжает паровоз, упирающийся в горизонтально лежащий молот, позади гайки видно часть Красного Знамени. Над составом красная звезда, на знамени надпись: "ударнику", на шестигранной гайке надпись "сталинский призыв". На самом паровозе впереди мелкая надпись "И Сталин" [2].
История знака
История возникновения знака "Ударник Сталинского призыва" началась на одном из ленинградских заводов в 1933 году. Бригада проводников одного из поездов выдвинула обращение, посвящённое XVII съезду ВКП(б), попавшее в СМИ и опубликованное в газете "Гудок". Такая инициатива не осталась без внимания властей, и Народный комиссариат путей сообщения СССР принял положительное решение [2].
Изготавливался на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения СССР (с 1946 года Министерства путей сообщения СССР, ШМЗ, г. Москва), вручался в 1934 - 1957 годы [3] [4] [5].
Всего было выпущено около 500 тыс. знаков, в том числе: в 1934 - 1949 годы около 80 тыс. знаков (номерные) и в 1949 - 1952 годы около 420 тыс знаков (без номера) [6] [7].
Дизайн знака был разработан художниками В. О. Эльским и Е. И. Зоном [8] [7].
Знак "Ударнику Сталинского призыва", согласно положению о знаке, первоначально выдавался Политуправлением НКПС СССР через ЦК Союза железнодорожников, но с декабря 1935 года право на вручение знака перешло Наркому путей сообщения СССР. С 1943 года право награждения получили начальники региональных железных дорог. С 1949 года могли уже вручать заместителя Министра и начальники округов [9] [2].
Вручение знака было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1957 года [7].
Награждения
Хронология награждений знаком "Ударнику Сталинского призыва"
Особенности и разновидности знака
Ниже приведены основные типы и варианты знака "Ударнику Сталинского призыва". По факту из-за большого количества штампов знака (особенно аверса), количество разновидностей знака (особенно тип 2) превышает несколько десятков. На странице сайта мы не рассматриваем эти разновидности, но приводим некоторые данные (из разных источников) о таких разновидностях.
Тип 1. "Номерной знак"
Гладкий реверс, штампованный номер знака. Грань шестигранника 13 мм. Бронза, эмаль, винт. Выпускался в 1934 - 1949 годы [10] [1].
Вариант 1а. "Сборный знак. Четыре клёпки"
Навершие знамени отсутствует. Знак сборный из двух накладок. На реверсе четыре клёпки [11].
Тип 1 вариант 1а, выпуск 1934 года, № 5 487 [12]
Знаки ориентировочно выдавались с апреля 1934 года до июля 1943 года. Известные номера данного варианта с № 90 до № 47 680.
Вариант 1б. "Сборный знак. С клеймом"
Навершие знамени отсутствует. Знак сборный из трёх накладок. На реверсе четыре клёпки и технологическое клеймо.
Тип 1 вариант 1б, выпуск 1934 года, № 2 883 [13]
Знаки ориентировочно выдавались в конце 1934 года - 1943 года. Известные номера данного варианта №№ 588, 1 018, 2 883, 3 855, 4 244, 8 254, 16 703, 47 886.
Вариант 2. "Цельноштампованный знак"
На знамени имеется навершие. Знак цельноштампованный.
Тип 1 вариант 2, № 67 011 [14]
Знаки ориентировочно выдавались в 1943 - 1944 годах. Известные номера данного варианта с № 55 339 до № 71 990.
Тип 2. "Безномерной знак"
На знамени имеется навершие. Отсутствует номер знака. Бронза или сталь, эмаль, винт. Выпускался в 1944 - 1952 годы, вручался до 1957 года [15] [1].
Знаки данного типа ориентировочно выдавались в 1944 - 1957 годах.
Вариант 1. "Большой знак"
Гладкий реверс. Знак большого размера, грань шестигранника 15 мм [16].
Вариант 2. "Контррельеф"
Реверс - контррельеф. Знак обычного размера, грань шестигранника 13 мм. Общий размер знака 31х31 мм. Вес 12,26 г. [3] [1] [17].
Тип 2 вариант 2, выпуск 1944 - 1952 годы [3]
Вариант 3. "Звезда на паровозе"
Реверс - контррельеф. На крышке паровозного котла расположена звезда [18].
Тип 2 вариант 3 [19]
Особенности прочих разновидностей знака
Некоторые сведения с форума sammler.ru от участника {VK} [19].
Краткий экскурс в железнодорожную терминологию.
По бокам и спереди котла располагаются площадки, имеющие ограждение.
В ящике на левой площадке, расположенном ближе к будке, на отечественных паровозах обычно располагался пожарный рукав.
Котел паровоза спереди оканчивается дымовой камерой. Передняя стенка дымовой камеры называется фронтонным листом , имеющим дверку.
Сверху на котле, ближе к дымовой трубе, располагается сухопарник, ближе к будке - песочница, хотя последнюю на знаках обычно не изображают. Тяги колес называются движущим механизмом. Спереди паровоз имеет буферный брус, на котором крепятся буфера и винтовая стяжка (сцепное устройство). Над буферным брусом располагаются не фары, а буферные фонари. Служат они не для освещения пути, а для световой сигнализации [19].
Особенности и разновидности гайки
Представлены варианты прижимных гаек к знаку "Ударнику Сталинского призыва", которые были установлены в различных источниках. Следует иметь в виду, что представленные прижимные гайки, могут быть не оригинальными к данному знаку, а заимствованными с других знаков, поэтому варианты гаек разделены на две части - оригинальные гайки (их оригинальность подтверждена в нескольких источниках) и возможно использованные гайки.
Оригинальные гайки
Вариант 1-а. "ШМЗ НКПС" | Вариант 1-б. "Ш.М.З. Н.К.П.С." | Вариант 1-в. "ШМЗ Н.К.П.С. 43726" | Вариант 1-г. "ШМ З-Д МПС" |
---|---|---|---|
Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) [1]. | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) [1]. | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва), номерной, № 43726 от знака № 44 323 [20]. | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Министерства путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) [14]. |
Вариант 2-а. "Т-Изо Л-ГРАД 1936 г." | Вариант 2-б. "Тво ИЗО Ленинград" | Вариант 2-в. "Т-во ИЗО Ленинград" | |
Изготовлен на Т-В № 30 или Т-В ИЗО (г. Ленинград), 1936 год [12] [21].
Гайка от знаков №№ 5 487, 47 680. | Изготовлен на Тво ИЗ0 (г. Ленинград) [1] [22].
Гайка от знаков №№ 15 830, 33 143. | Изготовлен на Тво "ИЗ0 (г. Ленинград) [23] [24] [13].
Гайка от знаков №№ 437, 3 855, 9 027. | |
Вариант 3-а. "ШТАМП.МЕХ.ПР-ВО Н.К.П.С." | Вариант 3-б "ШТАМП.МЕХ.ЗАВОД Н.К.П.С." | ||
Изготовлен на ШТАМП.МЕХ.ПР-ВО Н.К.П.С., аббревиатура "ШТАМП.МЕХ.ПР-ВО" не расшифрована [25].
Гайка от знака № 68 447. | Изготовлен на ШТАМП.МЕХ.ЗАВОД Н.К.П.С., аббревиатура "ШТАМП.МЕХ.ЗАВОД" не расшифрована [26].
Гайка от знака № 71 990. |
Прочие гайки
Вариант 4-а. "МОН ДВОР" | Вариант 4-б. "З-Д Х-НОГО Ф-ДА СССР" | Вариант 4-в. "ЭМАЛЬЕРНАЯ Ф-КА М.Т.Х." | Вариант 4-г. "Д ПОБЕДА МОСКВА" |
---|---|---|---|
Изготовлен на МОН ДВОР [27]
Гайка от знака № 17 176. | Изготовлен на Заводе Художественного фонда СССР (ЗХФ, г. Москва) [27].
Гайка от знака № 39 900. | Изготовлен на ЭМАЛЬЕРНАЯ Ф-КА М.Т.Х., аббревиатура "ЭМАЛЬЕРНАЯ Ф-КА М.Т.Х." не расшифрована [28]. | Изготовлен на Д ПОБЕДА (г. Москва) [29].
Гайка от знака № 12 244. |
Документы о награждении
Удостоверения к знаку "Ударнику Сталинского призыва"
Образца 1934 года
Удостоверение образца апреля 1934 года.
Изготовлено на 1-й типографии Трансжелдориздата (г. Москва, ул. Переяславская, д. 46). Тираж - 10 000 экз. [8].
Знак № 3 820, удостоверение выдано 22 декабря 1934 года товарищу Шпак Ф. У., согласно приказа Политуправления НКПС от 22 ноября 1934 года № 378 [8].
Образца 1935 года
Удостоверение образца декабря 1935 года.
Изготовлено на 5-й типографии НКПС. Тираж - 15 000 экз. [19].
Знак № 12 038, удостоверение выдано 14 декабря 1935 года товарищу Сулыга А. Л. [7].
Знак № 15 583, удостоверение выдано 29 февраля 1936 года товарищу Ованесову Д. Т. [19].
Образца 1941 года
Удостоверение образца 1941 года.
Изготовлено на 2-й типографии НКПС. Тираж - 20 000 экз. [19].
Знак № 28 842, удостоверение выдано 6 июля 1943 года товарищу Ованесову Д. Т. [19].
Образца 1943 года (а)
Удостоверение образца 1943 года.
Изготовлено на 1-й типографии Трансжелдориздата НКПС [25].
Знак № 68 447, удостоверение выдано 15 июля 1943 года товарищу Ботвенко Е. Н. [25].
Образца 1943 года (б)
Удостоверение образца 1943 года.
Изготовлено на 5-й типографии НКПС [30].
Удостоверение выдано 27 сентября 1944 года товарищу Седову Л. Н. [30].
Образца 1947 года
Удостоверение образца 1947 года.
Изготовлено на 5-й типографии. Тираж - 2 400 экз. [1] [31].
Удостоверение выдано 9 апреля 1949 года товарищу Гришину С. Я. [1].
Дубликаты удостоверений
Дубликат удостоверения 1950 года. Выдан 28 августа 1950 года товарищу Бойко И. Ф., согласно приказа НКПС от 7 мая 1940 года № 92/ц [13].
Временные удостоверения
Временное удостоверение 1941 года.
Изготовлено типографии "Жел.Бол". Тираж - 200 экз. [13].
Выдано 31 августа 1941 года товарищу Косенко П. Н.
Временное удостоверение 1949 года.
Выдано 28 апреля 1949 года товарищу Юдину З. М. [32].
Фотографии награждённых знаком
Железнодорожник Земченков [33] | Железнодорожник 1949 год [34] | Железнодорожник [35]
|
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 "Вконтакте" // vk.com [1]
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Дзен // dzen.ru [2]
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Аукционный дом "Империя" // www.auction-imperia.ru [3]
- ↑ "Аверс № 2" (1996) // ИЧП "Аверс", 1996 // стр. 13
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Свободная энциклопедия "Википедия" // ru.wikipedia.org [4]
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Торговая площадка Auction.ru // auction.ru [5]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ 12,0 12,1 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [6]
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 Форум sammler // sammler.ru [7]
- ↑ 14,0 14,1 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [8]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 19,6 Форум sammler.ru // sammler.ru [9]
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокsammler04
не указан текст - ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [10]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [11]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [12]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [13]
- ↑ 25,0 25,1 25,2 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [14]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [15]
- ↑ 27,0 27,1 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [16]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [17]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [18]
- ↑ 30,0 30,1 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [19]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 150
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [20]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 150
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [21]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [22]
Источники
Страницы сайта по данной теме
Фалеристика
Участники событий
Нормативные документы