Знак "Ударнику Сталинского призыва" (СССР)
Материал из Медали и Ордена
(→Вариант 3. "Звезда на паровозе") |
(→Особенности и разновидности знака) |
||
Строка 177: | Строка 177: | ||
'''''Тип 3, № 77 354''''' <ref name="sammler04"/> | '''''Тип 3, № 77 354''''' <ref name="sammler04"/> | ||
+ | === Тип 4. Цельноштампованный. Без номера === | ||
+ | Гладкий реверс, с впадиной на месте паровоза, номер на знаке отсутствует. На знамени нет навершия. Знак цельноштампованный. Знак крепится к одежде с помощью винта. Бронза, эмаль. | ||
+ | Примерный размер знака 33,2 * 31,4 мм. Винт: диаметр 4,0 мм; длина 10 мм. | ||
+ | Знаки ориентировочно выдавались в 1944 году <ref>[[В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008)]] // Москва, 2008 // стр. 149</ref> <ref name="vk">"Вконтакте" // vk.com [https://vk.com/wall-103343229_1464]</ref> <ref name="vk-badges1100">Сайт посвящен значкам "Ударнику Сталинского призыва" // vk-badges.narod.ru [https://vk-badges.narod.ru/badges-tip-1/mintmarks.htm]</ref> <ref name="vk-badges11140">Сайт посвящен значкам "Ударнику Сталинского призыва" // vk-badges.narod.ru [https://vk-badges.narod.ru/badges-tip-4/typ-4-main-page.htm]</ref>. | ||
Строка 187: | Строка 191: | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
==== Вариант 2. "Контррельеф" ==== | ==== Вариант 2. "Контррельеф" ==== |
Версия 03:13, 31 марта 2024
Учреждён приказом Наркомата путей сообщения от 28 апреля 1934 года № 116/Ц [1].
Положение о знаке
1934 год
Значок ударника Сталинского призыва выдаётся лучшему ударнику жел.-дор. транспорта, являющемуся образцом в проведении железной сознательной дисциплины, выполняющему и перевыполняющему свои производственные задания по количественным и качественным показателям, организующему отстающих на достижение высокой производительности труда, овладевшему техникой своего дела и передающему свой опыт другим, активно участвующему в общественно-политической жизни.
Значок ударника Сталинского призыва выдаётся Политуправлением НКПС через ЦК Союза железнодорожников. Политотделы дорог и Дорпрофсоюзы по особому представлению Райполитотделов, Райпрофсожей, Парторгов жел.-дор. транспорта и начальников соответствующих хозорганов, а также территориальных партийных и советских организаций, с обязательным обсуждением кандидатур на собраниях рабочих и служащих.
Железнодорожники, получившие значок ударника Сталинского призыва, пользуются первоочерёдностью во всех правах и льготах ударника на жел.-дор. транспорте.
Политуправление НКПС и ЦК Союза железнодорожников, через политотделы дорог и Дорпрофсожи, по представлению Райполитотделов, Парторгов, местных партийных и профессиональных организаций и соответствующих хозорганов, лишают значка ударника Сталинского призыва за систематическое невыполнение своих производственных заданий, нарушение трудовой дисциплины и антиобщественные поступки.
Вопрос о лишении значка ударника Сталинского призыва должен быть обсуждён на собрании рабочих и служащих.
1935 год
1. Значок "Ударника Сталинского призыва" выдаётся лучшему ударнику-отличнику ж.-д. транспорта, являющемуся примерным гражданином социалистического отечества, показывающему образцы сознательной, большевистской дисциплины, отлично выполняющему и перевыполняющему свои производственные задания, овладевшему техникой своего дела и передающему свой опыт другим.
2. Значок "Ударника Сталинского призыва" выдаётся Народным комиссариатом путей сообщения совместно с центральными комитетами профсоюзов ж.-д. транспорта, по представлению начальников дорог, политотделов дорог и президиумов Дор. профсожей, а также территориальных партийных и советских организаций.
3. Народный комиссариат путей сообщения, совместно с ЦК ж. д., лишает значка "Ударника Сталинского призыва" за систематическое невыполнение своих производственных заданий, нарушение трудовой дисциплины и антиобщественные поступки.
4. Вопрос о награждении значком и лишении его предварительно обсуждается на собрании рабочих и служащих.
Описание знака
В центре знака была шестигранная шайба, из неё, как из туннеля выезжает паровоз, упирающийся в горизонтально лежащий молот, позади гайки видно часть Красного Знамени. Над составом красная звезда, на знамени надпись: "ударнику", на шестигранной гайке надпись "сталинский призыв". На самом паровозе впереди мелкая надпись "И Сталин" [2].
История знака
История возникновения знака "Ударник Сталинского призыва" началась на одном из ленинградских заводов в 1933 году. Бригада проводников одного из поездов выдвинула обращение, посвящённое XVII съезду ВКП(б), попавшее в СМИ и опубликованное в газете "Гудок". Такая инициатива не осталась без внимания властей, и Народный комиссариат путей сообщения СССР принял положительное решение [2].
Изготавливался на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения СССР (с 1946 года Министерства путей сообщения СССР, ШМЗ, г. Москва), вручался в 1934 - 1957 годы [3] [4] [5].
Всего было выпущено около 500 тыс. знаков, в том числе: в 1934 - 1949 годы около 80 тыс. знаков (номерные) и в 1949 - 1952 годы около 420 тыс знаков (без номера) [6] [7].
Дизайн знака был разработан художниками В. О. Эльским и Е. И. Зоном [8] [7].
Знак "Ударнику Сталинского призыва", согласно положению о знаке, первоначально выдавался Политуправлением НКПС СССР через ЦК Союза железнодорожников, но с декабря 1935 года право на вручение знака перешло Наркому путей сообщения СССР. С 1943 года право награждения получили начальники региональных железных дорог. С 1949 года могли уже вручать заместителя Министра и начальники округов [9] [2].
Вручение знака было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1957 года [7].
Награждения
Хронология награждений знаком "Ударнику Сталинского призыва"
Особенности и разновидности знака
Ниже приведены основные типы и варианты знака "Ударнику Сталинского призыва". По факту из-за большого количества штампов знака (особенно аверса), количество разновидностей знака (особенно тип 2) более 20. На странице сайта мы не рассматриваем эти разновидности, но приводим некоторые данные (из разных источников) о таких разновидностях. Кроме того, в течение времени создания этой страницы, были опробовано несколько вариантов классификации знаков, но познакомившись сайтом Виктора Кауфмана [10] я взял за основу его классификацию. Очень рекомендую посетить сайт Виктора Кауфмана о знаках "Ударнику Сталинского призыва", по моему мнению это лучший сайт о данном знаке.
Тип 1. Сборный знак на заклёпках. Номерной
Гладкий реверс, штампованный номер знака. Знак сборный из трёх накладок: накладка (паровоз, серп, молот); шестиугольная гайка со звездой; основа знака с флагами. На реверсе четыре заклёпки. Знак крепится к одежде с помощью винта. Бронза, эмаль.
Примерный размер знака 31,5 * 31,5 мм. Винт: диаметр 1/8 дюйма (3,175 мм); длина 10 - 11 мм.
Знаки ориентировочно выдавались с апреля 1934 года до июля 1943 года. Известные номера данного варианта с № 77 до № 55 287 [11] [1] [12] [13].
Вариант 1. На реверсе четыре заклёпки
На реверсе четыре заклёпки
Тип 1 вариант 1, № 5 487 [14]
Вариант 2. На реверсе четыре заклёпки и технологические отметки
На реверсе четыре заклёпки и технологические отметки. По предположению Виктора Кауфмана это персональные знаки ОТК [15].
Повернутая буква "Ф"
Отметки, представляющие собой как бы повернутую букву "Ф" [15].
Тип 1 вариант 2, № 2 883 [16]
Известные номера данного варианта №№ 470, 588, 1 018, 2 883, 3 855, 4 244, 4 245, 8 254, 16 703, 29 119, 47 886, 50 981, 54 533 [16] [17] [18] [15].
Прямоугольные углубления
Отметки, представляющие собой прямоугольные углубления с размером около 1 мм [15].
Известные номера данного варианта №№ 32 585, 32 964, 42 736, 45 098, 45 100, 46 083, 46 104 [15].
Буква "Г"
Отметки, представляющие собой углубления в форме буквы "Г" [15].
Тип 1 вариант 2, № 33 468 [15]
Известные номера данного варианта №№ 27 301, 31 090, 31 602, 33 382, 33 468, 33 528, 34 996, 37 301 [15].
Перевернутая буква "h"
Отметки, представляющие собой оттиск перевернутой буквы "h" [15].
Тип 1 вариант 2, № 50 741 [15]
Известные номера данного варианта №№ 31 760, 42 485, 50 678, 50 679, 50 721, 50 741 [15].
Цифра "1"
Отметки, представляющие собой цифру "1", набитую мелким шрифтом [15].
Тип 1 вариант 2, № 33 861 [15]
Известные номера данного варианта №№ 33 861, 37 516, 40 857, 48 573, 49 870, 52 561, 52 593, 52 680 [15].
Полумесяц
Отметки, представляющие собой собой полумесяц [15].
Тип 1 вариант 2, № 42 560 [15]
Известные номера данного варианта №№ 31 470, 40 391, 42 560 [15].
Встречные скобки ")("
Отметки, представляющие собой собой встречные скобки ")(" [15].
Тип 1 вариант 2, № 40 567 [15]
Известный номер данного варианта №№ 40 567 [15].
Тип 2. Сборный знак без заклёпок. Номерной
Гладкий реверс, штампованный номер знака. На знамени имеется навершие. Знак сборный из двух накладок: накладка (паровоз, шестиугольная гайка со звездой); основа знака с флагами. На реверсе заклёпок нет. Знак крепится к одежде с помощью винта. Бронза, эмаль.
Примерный размер знака 34,0 - 34,5 * 31,5 - 32,0 мм. Винт: диаметр 1/8 дюйма (3,175 мм); длина 10 - 11 мм.
Знаки ориентировочно выдавались в 1943 - 1944 годах. Известные номера данного варианта с № 55 339 до № 75 819 [19] [1] [12] [20].
Тип 2, № 67 011 [21]
Тип 3. Цельноштампованный. Номерной
Гладкий реверс, с впадиной на месте паровоза, штампованный номер знака. На знамени нет навершия. Знак цельноштампованный. Знак крепится к одежде с помощью винта. Бронза, эмаль.
Примерный размер знака 33,0 * 31,0 мм. Винт: диаметр 4,0 мм; длина 10 - 12 мм.
Знаки ориентировочно выдавались в 1944 году. Известные номера данного варианта с № 76 124 до № 79 573 [22] [1] [12] [23].
Тип 3, № 77 354 [17]
Тип 4. Цельноштампованный. Без номера
Гладкий реверс, с впадиной на месте паровоза, номер на знаке отсутствует. На знамени нет навершия. Знак цельноштампованный. Знак крепится к одежде с помощью винта. Бронза, эмаль.
Примерный размер знака 33,2 * 31,4 мм. Винт: диаметр 4,0 мм; длина 10 мм.
Знаки ориентировочно выдавались в 1944 году [24] [1] [12] [25].
Вариант 2. "Контррельеф"
Реверс - контррельеф. Знак обычного размера, грань шестигранника 13 мм. Общий размер знака 31х31 мм. Вес 12,26 г. [3] [1] [26].
Тип 2 вариант 2, выпуск 1944 - 1952 годы [3]
Вариант 3. "Звезда на паровозе"
Реверс - контррельеф. На крышке паровозного котла расположена звезда [27].
Тип 2 вариант 3 [28]
Вариант 3. "Цельноштампованный знак. Вырезанный номер"
На знамени имеется навершие. Знак цельноштампованный. Вырезанный номер.
Тип 1 вариант 3, № 33 583 [29]
Знаки ориентировочно выдавались в 1943 году. Известный номер данного варианта № 33 583.
Особенности прочих разновидностей знака
Некоторые сведения с форума sammler.ru от участника {VK} [28].
Краткий экскурс в железнодорожную терминологию.
По бокам и спереди котла располагаются площадки, имеющие ограждение.
В ящике на левой площадке, расположенном ближе к будке, на отечественных паровозах обычно располагался пожарный рукав.
Котел паровоза спереди оканчивается дымовой камерой. Передняя стенка дымовой камеры называется фронтонным листом , имеющим дверку.
Сверху на котле, ближе к дымовой трубе, располагается сухопарник, ближе к будке - песочница, хотя последнюю на знаках обычно не изображают. Тяги колес называются движущим механизмом. Спереди паровоз имеет буферный брус, на котором крепятся буфера и винтовая стяжка (сцепное устройство). Над буферным брусом располагаются не фары, а буферные фонари. Служат они не для освещения пути, а для световой сигнализации [28].
Особенности и разновидности гайки
Представлены варианты прижимных гаек к знаку "Ударнику Сталинского призыва", которые были установлены в различных источниках. Следует иметь в виду, что представленные прижимные гайки, могут быть не оригинальными к данному знаку, а заимствованными с других знаков, поэтому варианты гаек разделены на две части - оригинальные гайки (их оригинальность подтверждена в нескольких источниках) и возможно использованные гайки.
Оригинальные гайки
Вариант 1-а. "ШМЗ НКПС" | Вариант 1-б. "Ш.М.З. Н.К.П.С." | Вариант 1-в. "ШМЗ Н.К.П.С. 43726" | Вариант 1-г. "ШМ З-Д МПС" |
---|---|---|---|
Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) [1]. | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) [1]. | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ, г. Москва), номерной, № 43 726 от знака № 44 323 [17]. | Изготовлен на Штамповочно-механическом заводе Министерства путей сообщения (ШМЗ, г. Москва) [21]. |
Вариант 2-а. "Т-Изо Л-ГРАД 1936 г." | Вариант 2-б. "Тво ИЗО Ленинград" | Вариант 2-в. "Т-во ИЗО Ленинград" | |
Изготовлен на Т-В № 30 или Т-В ИЗО (г. Ленинград), 1936 год [14] [30].
Гайка от знаков №№ 5 487, 47 680. | Изготовлен на Тво ИЗ0 (г. Ленинград) [1] [31].
Гайка от знаков №№ 15 830, 33 143. | Изготовлен на Тво "ИЗ0 (г. Ленинград) [18] [32] [16].
Гайка от знаков №№ 437, 3 855, 9 027. | |
Вариант 3-а. "ШТАМП.МЕХ.ПР-ВО Н.К.П.С." | Вариант 3-б "ШТАМП.МЕХ.ЗАВОД Н.К.П.С." | ||
Изготовлен на ШТАМП.МЕХ.ПР-ВО Н.К.П.С., аббревиатура "ШТАМП.МЕХ.ПР-ВО" не расшифрована [33].
Гайка от знака № 68 447. | Изготовлен на ШТАМП.МЕХ.ЗАВОД Н.К.П.С., аббревиатура "ШТАМП.МЕХ.ЗАВОД" не расшифрована [34].
Гайка от знака № 71 990. |
Прочие гайки
Вариант 4-а. "МОН ДВОР" | Вариант 4-б. "З-Д Х-НОГО Ф-ДА СССР" | Вариант 4-в. "ЭМАЛЬЕРНАЯ Ф-КА М.Т.Х." | Вариант 4-г. "Д ПОБЕДА МОСКВА" |
---|---|---|---|
Изготовлен на МОН ДВОР [35]
Гайка от знака № 17 176. | Изготовлен на Заводе Художественного фонда СССР (ЗХФ, г. Москва) [35].
Гайка от знака № 39 900. | Изготовлен на ЭМАЛЬЕРНАЯ Ф-КА М.Т.Х., аббревиатура "ЭМАЛЬЕРНАЯ Ф-КА М.Т.Х." не расшифрована [36]. | Изготовлен на Д ПОБЕДА (г. Москва) [37].
Гайка от знака № 12 244. |
Документы о награждении
Удостоверения к знаку "Ударнику Сталинского призыва"
Образца 1934 года
Удостоверение образца апреля 1934 года.
Изготовлено на 1-й типографии Трансжелдориздата (г. Москва, ул. Переяславская, д. 46). Тираж - 10 000 экз. [8].
Знак № 3 820, удостоверение выдано 22 декабря 1934 года товарищу Шпак Ф. У., согласно приказа Политуправления НКПС от 22 ноября 1934 года № 378 [8].
Образца 1935 года
Удостоверение образца декабря 1935 года.
Изготовлено на 5-й типографии НКПС. Тираж - 15 000 экз. [28].
Знак № 12 038, удостоверение выдано 14 декабря 1935 года товарищу Сулыга А. Л. [7].
Знак № 15 583, удостоверение выдано 29 февраля 1936 года товарищу Ованесову Д. Т. [28].
Образца 1941 года (а)
Изготовлено на 2-й типографии НКПС. Тираж - 20 000 экз.
Знак № 28 842, удостоверение выдано 6 июля 1943 года товарищу Ованесову Д. Т. [28].
Образца 1941 года (б)
Изготовлено на 1-й типографии НКПС. Тираж - 10 000 экз.
Знак без номера, удостоверение выдано 29 апреля 1945 года товарищу Андриевскому М. Г. [38].
Образца 1943 года (а)
Изготовлено на 1-й типографии Трансжелдориздата НКПС [33].
Знак № 68 447, удостоверение выдано 15 июля 1943 года товарищу Ботвенко Е. Н. [33].
Образца 1943 года (б)
Изготовлено на 5-й типографии НКПС [39].
Удостоверение выдано 27 сентября 1944 года товарищу Седову Л. Н. [39].
Образца 1947 года
Удостоверение образца 1947 года.
Изготовлено на 5-й типографии. Тираж - 2 400 экз. [1] [40].
Удостоверение выдано 9 апреля 1949 года товарищу Гришину С. Я. [1].
Дубликаты удостоверений
Дубликат удостоверения 1950 года. Выдан 28 августа 1950 года товарищу Бойко И. Ф., согласно приказа НКПС от 7 мая 1940 года № 92/ц [16].
Временные удостоверения
Временное удостоверение 1941 года.
Изготовлено типографии "Жел.Бол". Тираж - 200 экз. [16].
Выдано 31 августа 1941 года товарищу Косенко П. Н.
Временное удостоверение 1949 года.
Выдано 28 апреля 1949 года товарищу Юдину З. М. [41].
Справки о награждении знаком
1945 год. Белостокская ж/д
Справка выдана 4 ноября 1945 года, в соответствии с приказом начальника Белостокской железной дороги от 18 сентября 1945 года № 388 [38].
1946 год. Свердловская ж/д
Справка изготовлена на типографии издательства "Путёвка".
Справка выдана, в соответствии с приказом начальника Свердловской железной дороги от 15 февраля 1946 года № 144/н, о награждении знаком товарища Александрова Н. В. [38].
1948 год. Печорская ж/д
Справка выдано 1 марта 1948 года товарищу Строганову В. Н. [38].
Фотографии награждённых знаком
Железнодорожник Земченков [42] | Железнодорожник 1949 год [43] | Железнодорожник [44]
| Железнодорожник [38]
|
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 "Вконтакте" // vk.com [1]
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Дзен // dzen.ru [2]
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Аукционный дом "Империя" // www.auction-imperia.ru [3]
- ↑ "Аверс № 2" (1996) // ИЧП "Аверс", 1996 // стр. 13
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Свободная энциклопедия "Википедия" // ru.wikipedia.org [4]
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Торговая площадка Auction.ru // auction.ru [5]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ Сайт посвящен значкам "Ударнику Сталинского призыва" // vk-badges.narod.ru [6]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 Сайт посвящен значкам "Ударнику Сталинского призыва" // vk-badges.narod.ru [7]
- ↑ Сайт посвящен значкам "Ударнику Сталинского призыва" // vk-badges.narod.ru [8]
- ↑ 14,0 14,1 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [9]
- ↑ 15,00 15,01 15,02 15,03 15,04 15,05 15,06 15,07 15,08 15,09 15,10 15,11 15,12 15,13 15,14 15,15 15,16 15,17 15,18 15,19 Сайт посвящен значкам "Ударнику Сталинского призыва" // vk-badges.narod.ru [10]
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Форум sammler // sammler.ru [11]
- ↑ 17,0 17,1 17,2 Форум sammler // sammler.ru [12]
- ↑ 18,0 18,1 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [13]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ Сайт посвящен значкам "Ударнику Сталинского призыва" // vk-badges.narod.ru [14]
- ↑ 21,0 21,1 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [15]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ Сайт посвящен значкам "Ударнику Сталинского призыва" // vk-badges.narod.ru [16]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ Сайт посвящен значкам "Ударнику Сталинского призыва" // vk-badges.narod.ru [17]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 149
- ↑ 28,0 28,1 28,2 28,3 28,4 28,5 Форум sammler.ru // sammler.ru [18]
- ↑ Форум sammler.ru // sammler.ru [19]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [20]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [21]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [22]
- ↑ 33,0 33,1 33,2 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [23]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [24]
- ↑ 35,0 35,1 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [25]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [26]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [27]
- ↑ 38,0 38,1 38,2 38,3 38,4 Форум sammler.ru // sammler.ru [28]
- ↑ 39,0 39,1 Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [29]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 150
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [30]
- ↑ В. Д. Кривцов "Аверс № 8" (2008) // Москва, 2008 // стр. 150
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [31]
- ↑ Торговая площадка "Мешок" // meshok.net [32]
Источники
Страницы сайта по данной теме
Фалеристика
Участники событий
Нормативные документы