Дальняя авиация ВВС ВС СССР

Материал из Медали и Ордена

Перейти к: навигация, поиск

Дальняя авиация - род сил авиации в ВВС ВС СССР, являлась родом сил ВВС центрального подчинения, то есть подчинялась непосредственно Верховному Главнокомандующему ВС СССР [1].

Делится на бомбардировочную, разведывательную и специальную авиации [2].

Содержание

Основные рода сил Дальней авиации

Бомбард авиация Дальн авиации ВВС 01.jpg
Развед авиация ДА ВВС 01.jpg
Специалная авиация ДА ВВС 01.jpg


Остальные рода сил Дальней авиации

ВДВ АДД ВВС 01.jpg
Гражданский возд флот СССР 02.jpg


Краткая история Дальней авиации

Создание Дальней авиации в советской России началось через несколько месяцев после Октябрьской революции. Декретом Совета Народных Комиссаров России от 22 марта 1918 года, предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей "Илья Муромец" в составе трёх боевых машин.

Новый этап развития и совершенствования дальней авиации связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством авиационного конструктора А. Н. Туполева. ТБ-3 строились крупной серией, что позволило, впервые в мире, сформировать, в 1933 году, тяжёлые бомбардировочные авиационные корпус.

Дальний бомбардировщик Ил-4 был самым массовым самолетом, который использовался в Авиации дальнего действия [3]

В связи с развитием советского военного дела, производством отечественной техники, совершенствованием воздушных средств обороны Союза формирования оснащённые современной техникой поступали в резерв Главнокомандования ВС СССР. Одними из таких формирований были авиационные армии резерва главного командования (ААРГК) или армии особого назначения (АОН) - высшие оперативные объединения (Армия) авиации РККА, предназначенные для совместных действий с другими родами войск (сил) видов ВС и решения самостоятельных оперативных и стратегических задач, а также оперативной и тактической подготовки разных родов сил авиации РККА.

Они состояли из авиационных соединений и отдельных частей, а также частей обеспечения и обслуживания. Всего было сформировано три АОН (АОН-1, АОН-2, АОН-3), состоявшие из отдельных бригад бомбардировочной авиации, крейсерских истребительных эскадрилий и полка стратегической воздушной разведки. Так в Союзе в 1930-е годы, впервые в мире, была создана стратегическая авиация.

Позже в 1940 году управления ААРГК (АОН) были расформированы, а их формирования вошли в состав дальнебомбардировочной авиации Главного командования Красной Армии [1].

Недавно появившейся дальнебомбардировочной авиации выпало совершить первые боевые вылеты в первый же день Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 года, когда она отправилась на бомбежку скоплений немецких войск непосредственно на государственной границе СССР. После этого советские дальние бомбардировщики наносили удары по целям на территории оккупированной Польши, Румынии и самой Германии [3].

Первый советский самолет-носитель атомной бомбы Ту-4, поступивший на вооружение дальней авиации в 1948 году [3]

Но обстановка на советско-германском фронте в первый период Великой Отечественной войны и существенные потери авиатехники вскоре привели к тому, что дальнебомбардировочная авиация стала использоваться не по своему прямому назначению, а фактически в роли фронтовой. В результате уже к августу 1941 года потери в дальнебомбардировочной авиации достигли 65 %.

В этот момент СВГК пошла на радикальные меры: дальняя бомбардировочная авиация была переформирована и 5 марта 1942 года превратилась в Авиацию дальнего действия (АДД), сохранив подчиненность непосредственно ставке. При этом она превратилась в самостоятельный род войск, который уже нельзя было использовать как попало, в угоду обстановке.

В том же 1942 году в состав АДД вошел, Гражданский воздушный флот - "Аэрофлот", многие летчики которого выполняли совсем не гражданские задания, доставляя грузы партизанам, перебрасывая советских военных советников и военные грузы в Южную и Восточную Европу.

В конце лета 1944 года в состав АДД были введены воздушно-десантные войска. Но уже в сентябре 1944 года Гражданский воздушный флот был передан в Совет Министров СССР, воздушно-десантные войска возвращены в прямое подчинение ВВС. А в сентябре 1944 года Авиация дальнего действия была передана в состав ВВС РККА и преобразована в 18-ю воздушную армию. Назначение 18 ВА при этом осталось прежним [1] [3].

В таком урезанном варианте советская дальняя авиация просуществовала недолго. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки и очевидная ставка бывших союзников по антигитлеровской коалиции на дальнюю авиацию как средство доставки нового оружия вынудили советское руководство пересмотреть решение о ликвидации Авиации дальнего действия. В результате 3 апреля 1946 года Совет министров СССР принимает секретное постановление, касающееся судьбы дальней авиации, а два дня спустя, 5 апреля появляется приказ заместителя министра Вооруженных сил СССР об объявлении выписки из этого совершенно секретного постановления, согласно которой на базе 18-й воздушной армии воссоздавалась дальнебомбардировочная авиация, но уже под другим названием - Дальняя авиация Вооруженных сил СССР [3].

Все воздушные армии Дальней авиации просуществовали до 1960 года, когда в связи с ростом числа ракетной техники изменилась военная доктрина ВС СССР. Армии были переформированы в ракетные армии, а авиация передана войскам Дальней авиации переподчинённым ВВС СССР.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Сайт "Википедия" // ru.wikipedia.org [1]
  2. "Военный энциклопедический словарь" // Москва, Военное издательство, 1984 // стр. 221.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Портал "История РФ" // histrf.ru [2]

Страницы сайта по данной теме

Организации

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Символика
Сибирь
Приложения
Инструменты