Авиация особого назначения ВВС ВС СССР

Материал из Медали и Ордена

Перейти к: навигация, поиск
ТБ-1 02.jpg

Транспортная авиация - род сил военной авиации, предназначенный для перевозки (переброски) войск и вооружений, транспортно-связного обеспечения частей и соединений вооружённых сил.

В мирное время она обеспечивает боевую подготовку воздушно-десантных войск, осуществляет перевозки в интересах Вооруженных Сил, прежде всего в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и других труднодоступных районах, участвует в миротворческих операциях по поддержанию мира в соответствии с международными договорами и обязательствами, доставляет людей и технику для ликвидации последствий стихийных бедствий и технологических катастроф, гуманитарные грузы, выполняет срочные перевозки в интересах экономики страны и решает другие задачи в интересах Правительства, Министерства обороны и Главного командования ВВС [1].

Транспортная авиация включала в себя военно-транспортную авиацию и транспортную авиацию в составе других объединений и соединений ВВС ВС СССР. В ВС СССР именовалась авиацией особого назначения [2].

Погрузка десанта на бомбардировщик ТБ-3 [3]

Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и получила первое практическое подтверждение еще в годы Первой мировой, а затем и гражданской войн. В период между двумя мировыми войнами Советский Союз первым в мире (в 1930 году) создает Воздушно-десантные войска, отрабатывает на крупных учениях и маневрах теорию и практику применения воздушных десантов и авиации для их доставки в глубокий тыл противника. Одновременно получают развитие вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях.

В марте 1931 года командование РККА приняло решение о создании в Ленинградском военном округе опытного воздухо-десантного отряда, которому придавались тяжелая бомбардировочная эскадрилья в составе 12 самолетов ТБ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также корпусный авиаотряд из 10 самолетов Р-5, переклассифицированных в военно-транспортные самолеты.

День формирования этого отряда - 1 июня 1931 года принято считать днем рождения отечественной военно-транспортной авиации [1].

В предвоенные годы советская авиация получила значительный опыт высадки десантов и воздушных перевозок в ходе учений, маневров и участия в локальных войнах и конфликтах предвоенного периода. Однако в то время военно-транспортная авиация как объединение ВВС еще не существовала. Отсутствовали и специализированные военно-транспортные самолеты. Для выполнения специфических задач в довоенное время и в годы войны применялись самолеты-бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, Ил-4 (ДБ-3), Ли-2, По-2, ПР-5 и другие, пассажирские и грузовые самолеты Гражданского воздушного флота Г-1, Г-2, ПС-84 (Ли-2), ПС-89, С-47 (американского производства, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу) и другие.

Транспорный самолет с продовольствием для осажденного города [4]

В 1941 - 1945 годы они использовались для высадки воздушных десантов (в том числе в тылу врага), перевозок личного состава и вооружения, доставки боеприпасов, продовольствия и других грузов из тыла страны к фронту, эвакуации раненых и больных, снабжения партизанских отрядов.

О роли авиации как воздушного транспорта в годы войны свидетельствует тот факт, что всего для выполнения транспортно-десантных задач фронтовые части Гражданского воздушного флота, авиация дальнего действия, фронтовая авиация и авиационные дивизии особого назначения совершили свыше 1,7 млн. самолето-вылетов, или 31,4 % от общего количества самолето-вылетов нашей авиации в те годы.

В начале войны часть военно-транспортных задач возлагалась на соединения тяжелых бомбардировщиков ТБ-З из состава авиации дальнего действия, а весной 1942 года было создано первое транспортно-десантное соединение, оснащенное самолетами Ли-2 и DC-3. В военно-транспортную авиацию были мобилизованы и пассажирские самолеты ПС-40, ПС-41, ПС-7 и ПС-9.

В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного военно-транспортного самолёта 1940-х годов - Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения [1].

Ли-2 [5]

В марте-апреле 1946 года была создана военно-транспортная авиация как авиационное объединение в составе Воздушно-десантных войск - Десантно-транспортная авиация ВДВ. В ее состав вошли пять авиационных дивизий ВВС на самолетах Ли-2 и По-2.

Самолеты Ли-2 составляли основу самолетного парка военно-транспортной авиации до конца 50-х годов ХХ века. Одновременно на ее вооружение поступают самолеты Ил-12Д (1948 год), Ту-4Д (1955 год), Ил-14Т (1956 год), вертолеты Ми-4 (1953 год) и десантные планеры Ц-25 и Як-14.

В 1955 году десантно-транспортная авиация выводится из состава ВДВ и преобразуется в род сил Военно-Воздушных Сил с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС. Ранее выполнение транспортных перевозок возлагалось на транспортные авиационные полки, части авиации особого назначения и бомбардировочные полки [1] [2].

В 50-е годы ХХ века разрабатываются специальные военно-транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12, которые в конце 1958 года поступили на вооружение соединений и частей военно-транспортной авиации. Новые самолеты с турбовинтовыми двигателями и грузовыми люками в хвостовой части, открывающимися в полете, с грузоподъемностью, в 3-5 раз большей, чем у самолетов первого поколения, оснащенные более совершенным прицельно-навигационным, десантно-транспортным оборудованием и средствами межсамолетной навигации, совершили революцию в вопросах боевого применения военно-транспортной авиации. Военно-транспортная авиация стала всепогодной, способной десантировать парашютным способом соединения и части ВДВ со штатной техникой и вооружением в боевых порядках, перевозить тяжелую технику и вооружение других видов Вооруженных Сил.

Ан-22 "Антей" на погрузке военной техники [6]

В 1967 году парк военно-транспортной авиации пополнился самолетами Ан-22 Антей, позволившими решить проблему авиатранспортабельности боевой техники Сухопутных войск на 100 %. В 1974 году на вооружение военно-транспортной авиации поступил первый отечественный военно- транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, ставший к середине 80-х годов ХХ века основным самолетом военно-транспортной авиации. Эта универсальная машина долгое время обеспечивала выполнение всех основных задач военно-транспортной авиации [1].

В 1987 году тяжелый дальний самолет Ан-124 существенно расширил возможности военно-транспортной авиации по стратегическим перевозкам тяжелой крупногабаритной техники и грузов. Кроме того, значительное количество транспортных самолетов типа Ан-12, -72, -74, -26, Ил-76 состоит на вооружении транспортных частей и подразделений других объединений ВВС и видов Вооруженных Сил.

Все самолеты военно-транспортной авиации оснащены современным оборудованием, позволяющим выполнять воздушные перевозки и десантирование днем и ночью в сложной метеорологической обстановке, при сильном противодействии ПВО противника. За послевоенный период военно-транспортной авиацией накоплен богатейший опыт выполнения практических задач в интересах государства, его Вооруженных Сил и народного хозяйства.

Военно-транспортная авиация участвовала в большинстве локальных войн и вооруженных конфликтов. Особое место в истории военно-транспортной авиации занимает война в Афганистане, где военно-транспортная авиация являлась основным, а нередко и единственным средством сообщения с Большой землей. Всего экипажи военно-транспортной авиации выполнили в Афганистане почти 27 тыс. самолето-рейсов и перевезли свыше 880 тыс. человек личного состава и 426 тыс. тонн различных грузов [1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Сайт Балашовского ВВАУЛ // бвваул-88.рф [1]
  2. 2,0 2,1 Сайт "Военно-транспортная авиация СССР" // retrovtap.ru [2]
  3. Сайт "Армия и флот. Военное обозрение" // armflot.ru [3]
  4. Сайт "Аэропорт "Внуково" // www.vnukovo.ru [4]
  5. Сайт "Военно-транспортная авиация СССР" // retrovtap.ru [5]
  6. Сайт "Авиафорум" // aviaforum.ru [6]

Страницы сайта по данной теме

Организации

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Символика
Сибирь
Приложения
Инструменты