Фарих Фабио Брунович (26.05(07.06).1896 - 02.06.1985)

Материал из Медали и Ордена

Перейти к: навигация, поиск
Farih F B 01.jpg

Фарих Фабио Брунович - советский полярный лётчик, участник арктических и высокоширотных экспедиций, подполковник ВВС СССР, кавалер четырёх советских орденов, участник Гражданской войны, войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, репрессирован в 1948 году (полностью ребилиатирован в 1956 году).

Фабио Брунович родился в Санкт-Петербурге. Его отец Бруно Васильевич Фарих (1867 - 1939) - автогонщик, один из зачинателей российского автомобилизма, вел свое происхождение от прибалтийских немцев, мать Жанетта Ивановна Фарих (1869 - 1956, урожденная Гарднер) была родом из Англии [1]. Бруно Васильевич служил в Санкт-Петербургском филиале Страхового общества "Нью-Йорк", затем был переведен в Московское отделение компании. В Санкт-Петербурге семья Фарихов увлекалась велосипедным спортом [2].

Жанетта Ивановна Фарих за рулем, сзади неё сын Бруно, на заднем сиденье дочь Жанетта, а впереди сын Фабио [3]

Переехав в Москву, Бруно Васильевич купил автомобиль, стал страстным автомобилистом и принимал участие в первых российских автогонках (часто вместе с женой) [4]. Интерес к технике передался и детям. Старший сын Фарихов, Бруно Брунович, прошел курс обучения в Императорском инженерном училище, младший Фабио, окончив в 1916 году Михайловское реальное училище, поступил на курсы шоферов и получил водительские права [2].

В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию, принимал участие в Гражданской войне, был заместителем начальника санитарного поезда [3]. После демобилизации в 1923 - 1928 годы работал механиком на Среднеазиатских воздушных линиях Гражданского воздушного флота. В 1928 году Фарих закончил Московскую школу бортмехаников и начал летать в экипаже опытного полярного пилота М. Т. Слепнёва, осваивая воздушную линию Иркутск - Якутск - Бодайбо.

Стране требовалось в кратчайшие сроки освоить северный край, богатый золотом, алмазами, пушниной, рыбой, лесом. Наматывая сотни километров над всеми изгибами реки Лены и над непролазной тайгой, Фарих получил бесценный опыт работы в условиях Севера, что так пригодился ему позднее [5].

В 1929 году Фарих поучаствовал в спасении пассажиров и экипажа парохода "Ставрополь", совершавшего рейс из Колымы во Владивосток с грузом пушнины и мамонтовых клыков и оказавшегося затёртым льдами. Попутно надо было помочь и американской шхуне "Нанук", принадлежащей бизнесмену Свенсону и также оказавшейся в ледовых тисках. Оба судна оказались впаянными в лед в одной миле от мыса Северный (ныне - мыс Шмидта).

Бизнесмен Свенсон не хотел терпеть колоссальные убытки и чтобы не платить в двойном размере матросам, он решил вывести их в Америку и доставить туда же ценную пушнину, которую срочно надо было сбыть на аукционе. Для этого он нанял американских лётчиков, среди которых оказался знаменитый полярник Бен Эйельсон, первым перелетевший через Северный полюс по трассе Аляска – Шпицберген. Самолёт прославленного летчика Эйельсона и его бортмеханика Борланда был обнаружен в январе 1930 года разбитым в пятидесяти милях от мыса Северный [5].

Советские авиаторы Ф. Фарих и М. Слепнёв в Фербенкса (Аляска), 1930 [6]

Авиаторы и полярники со "Ставрополя", под руководством Слепнёва, провели тяжёлые раскопки в снегу и на девятый день (13 февраля) нашли американских лётчиков. По просьбе американского правительства останки погибших лётчиков Слепнёв и Фарих доставили на Аляску. Во время визита к мэру Фербенкса (Аляска), Слепнёву и Фариху вручили золотые часы с надписью: "Капитану Слепнёву (механику Фариху) с благодарностью. Народ Аляски. Фербенкс, 1930 год" [6].

В 1930 году он без труда окончил Московскую школу Гражданского воздушного флота, получил право водить машину самостоятельно, а Слепнёва всегда считал своим наставником.

В 1930-е годы в Заполярье в качестве командира корабля Фарих совершил несколько труднейших перелётов. Зимой 1931 года молодому пилоту было поручено провести изыскания новой воздушной трассы в Заполярье. На самолете У-2 он впервые пролетел от Красноярска до Дудинки, преодолев за 35 летных часов 4392 км. В феврале 1932 года летчик Фарих открыл на самолете К-5 воздушную трассу Москва — Архангельск — Усть-Цильма. Полеты проходили в сложнейших условиях, без карт и навигационного обеспечения [2].

В 1931 году Фарих выполнил важное задание наркома Орджоникидзе - на самолете У-2 с отечественным мотором совершил перелет Красноярск - Дудинка, без единой поломки преодолев за 35 летных часов 4 392 км. Растроганный Оржоникидзе наградил героя от души, по-наркомовски - вручил новенький автомобиль "Форд". После этого Фарих стал пилотом знаменитого "отряда самоубийц" газеты "Правда" - в любую погоду они обязаны были доставить гранки в крупнейшие города Союза [7].

В феврале 1932 года, лётчик-испытатель Фарих открыл на самолете К-5 № Л-418 воздушную трассу Москва – Архангельск – Усть-Цильма. Летали без аэродромов, карт, навигационного обеспечения – на свой страх и риск. В этом же году, в соавторстве с Игорем Даксергофом, написал и издал книгу "Над снегами" (Москва, ОГИЗ - Молодая гвардия, 1932).

Следующий перелет стал для Фабио Бруновича серьезным испытанием: на новейшем Р-5 № Л-736 ему поручили вылететь на о. Вайгач и привезти в Москву начальника экспедиции ОГПУ Федора Эйхманса. В состав экипажа самолета входили бортмеханик Бассейн и радист Ручьев. О сложности этого маршрута говорит тот факт, что, отправившись из Архангельска 12 апреля, самолет достиг Вайгача только 2 мая. На другой день после вылета из Москвы самолет был уже в Усть-Цыльме. До Вайгача оставалось всего 800 км, но преодолеть их оказалось чрезвычайно сложно. Густой туман и пурга вынудили пилота совершить посадку в тундре. Лишь спустя девять дней, когда занесенный снегом самолет разыскали спасатели, Фарих с их помощью смог запустить мотор и продолжить путь. Еще одну вынужденную посадку пришлось совершить, прежде чем самолет 2 мая достиг острова Вайгач.

На обратном пути 6 мая в районе реки Лаи случилась авария двигателя. Фарих не растерялся и спланировал на лед водоема, но при посадке одна из лыж провалилась в промоину. Воздушное путешествие завершилось, и летчикам пришлось два месяца на небольшом острове ожидать прихода судна [7] [8].

В феврале 1934 года Фарих получил задание совместно с группой других лётчиков отправиться на спасение участников экспедиции на пароходе "Челюскин", затонувшем в Чукотском море. Но принять участие в спасательной операции ему не удалось. Из-за конфликта с командиром эскадрильи Каманиным, который не хотел отдавать два самолёта из пяти гражданским лётчикам Фариху и Молокову, а также по причине претензии Фариха молодому командиру Каманину к его плану по перелёту к пароходу "Челюскин" и на отсутствие у военных пилотов полярного опыта, Фабио Брунович был отстранен от полётов, а его самолёт получил Бастанжиев. Результат был плачевен - из пяти самолётов к цели приходят лишь два с экипажами Каманина и Молокова [5].

Ф. Б. Фарих. 20 июня 1937 года по возвращении из Трансарктического перелета на Центральном аэродроме (Ходынка) [9]

Во время челюскинской эпопеи Фарих не остался без дела. Он налаживает связь с островом Врангеля - возил туда радиооборудование и радиста, без которых его коллегам, пришлось бы во много раз сложнее вызволять людей из ледового плена. За выдающиеся участие в организации и проведение спасения челюскинцев, постановлением ЦИК СССР от 15 июня 1934 года Фариха наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Тогда же он прикрутил к форменному кителю почётный знак Гражданского воздушного флота "За налёт 300 000 километров" (№ 53 - утверждение о том, что Фарих получил почётный знак ГВФ СССР "За налёт 300 000 километров" в июне 1934 года противоречит дате учреждения знака - приказ ГУ ГВФ от 13 декабря 1935 г. № 891, т. е. он мог получить знак не ранее декабря 1935 года и данный вопрос требует дополнительного исследования - авт.), а в декабре 1934 года за испытание самолётов получил ценный подарок - немецкий фотоаппарат "Лейка" [7].

В 1934 года Ф. Б. Фарих совершил в зимних условиях перелёт с мыса Шмидта до острова Врангеля. В 1935 - 1936 годы он служил в агитэскадрилье им. Максима Горького.

В марте 1936 года Фарих взял курс из Москвы в Амдерму на оранжевом двухмоторном самолете Г-1 Н-120. И снова его экипаж преследовали неудачи: при подлете к Амдерме отказали компас и рация, началось обледенение, пурга - лишь случайно обнаружив Усть-Кару, Фарих с трудом посадил тяжелую машину. Выждав улучшения погоды, 2 апреля он продолжил маршрут, но, не долетев 25 - 30 километров до Амдермы, спланировал на торосистый лед, так как кончился бензин. Три пассажира, не послушав опытных пилотов, решили пешком добраться до поселка - двое из них так и сгинули в ледяном безмолвии Карского моря [7].

В 1937 году с 9 февраля по 14 июня самолет Г-1 "Н-120" под командованием Ф. Б Фариха и экипажем из четырёх человек (второй пилот Пацынко; штурман Штепенко; бортмеханик Чагин; второй бортмеханик Демидов) и трёх пассажиров (помощник начальника политотдела Главсевморпути Басс; оператор "Союзкинохроника" Ефимов; специальный корреспондент газеты "Правда" Шаров) пролетел по маршруту Москва - Казань - Свердловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Верхоленск - Якутск - Анадырь - побережье Северного Ледовитого океана - Амдерма - Архангельск - Ярославль - Москва, преодолев 23.000 км, совершив 47 посадок. Это был первый перелёт на самолете советской конструкции через всю Сибирь и по всей трассе Северного морского пути. Членов экипажа наградили орденами, Фарих 17 июня 1937 года получил орден Ленина и премию в 15 000 рублей. В том же году Фарих стал пилотом Гражданского воздушного флота СССР 1-го класса (3 октября) [7] и получил почётный знак Гражданского воздушного флота "За налёт 1 000 000 километров" [5].

Фабио Фарих, 1970 - 1980 годы [10]

4 октября 1937 года, в составе спасательной эскадры командир АНТ-6 Н-213 Фарих вылетел на Землю Франца-Иосифа искать пропавший самолет Леваневского. Экспедиция эта завершилась безрезультатно весной 1938 года.

В ноябре 1939 года майора Фариха призвали в ряды ВВС, он принимал участие в финской войне, готовил молодых пилотов для "слепых" полётов. На бомбардировщике ТБ-3 он совершил двадцать боевых вылетов по тылам белофиннов.

С 1941 года лётчик-испытатель авиазавода № 84, а потом - авиазавода № 89 [11].

В годы Великой Отечественной войны подполковник Фарих совершил восемнадцать боевых вылетов в глубокий тыл врага, занимался испытаниями новых типов самолетов. В 1944 году был награжден орденом Отечественной войны II степени [7].

В послевоенные годы Фарих работал на воздушных трассах Арктики - перевозил почту, грузы, пассажиров. 1 июля 1948 года его арестовали. Бывший его одноклассник и сосед, сын известного до революции книгоиздателя Сабашникова, Кирилл донёс, что Фарихи - немцы, и в октябре 1941-го года не эвакуировались из Москвы, потому что ждали фашистов, хотели помогать им. По пункту 19.1.а статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР "пособничество и измена родине" Фабио Брунович получил 25 лет лагерей, а жена и сын - по 10 [5].

По другой версии, за аварию Пе-8 в 1947 году отдан под суд, арестовали 1 июля 1948 года и осудили по 58 статье на 25 лет исправительно-трудовых лагерей [11].

Только 26 июля 1956 года (через восемь лет) Фариха освободили, полностью реабилитировали и восстановили в правах. Его восстановили на лётной работе, но уже в 1957 году по состоянию здоровья он ушёл из воздушного флота. С 1962 по 1975 годах бывший выдающийся полярный летчик Фарих работал рабочим, нормировщиком, а затем сторожем на заводе "Красный металлист". На заводе Фарих многократно поощрялся премиями и благодарностями, был награждён медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" (1970) [7].

Умер Фабио Брунович Фарих в Москве 2 июня 1985 года в возрасте 89 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище (4 участок, 38 улица, 18 место).

Всю свою жизнь проживал в городе Москва (кроме периода нахождения в лагере 1948 - 1956 годах, 8 лет): в 1900-е - первой половине 1930-х годов жил на улице Поварской, 28; во 2-й половине 1930-х - 1948 годов – на улице Горького, 64; в 1956 - 1985 годах - на проспекте Вернадского, 9/10 [12].

Именем героя-лётчика названа небольшая рыболовецкая деревня на побережье Баренцева моря - деревня Фариха (Приморско-Куйский сельсовет Заполярного района Ненецкого автономного округа), и одноимённый аэродром в полукилометре от деревни (аэродром Фариха).


Лента фотографий, видео и документов


Содержание

Награды и знаки

Орден Ленина, 17.06.1937, № 3 389
Орден Трудового Красного Знамени, 15.06.1934, № 463
Орден Отечественной войны I степени, 1985
Орден Отечественной войны II степени, 1944, № 100 771


Медаль "За боевые заслуги"
Медаль "За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина", 1970
"За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1945
Медаль "Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1965
Медаль "Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1975
Медаль "Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1985


Знак "Почётный полярник"
Почётный знак ГВФ СССР "За налёт 300 000 километров", август 1934, № 53
Почётный знак ГВФ СССР "За налёт 1 000 000 километров", 1937
Нагрудный знак "25 лет Победы в Великой Отечественной войне", 1970


Награды и знаки СССР

Воинские звания

СССР

Майор, 1939
Подполковник


Увековечивание памяти

Надгробный памятник

Надгробный памятник, установлен на Новодевичьем кладбище в Москве [9]


Примечания

  1. Сайт "Архив Веры Чаплиной" // vchaplina-arhiv.livejournal.com [1]
  2. 2,0 2,1 2,2 Сайт "Авиация России" // авиару.рф [2]
  3. 3,0 3,1 Сайт "Капризы памяти" // sundry.wmsite.ru [3]
  4. Сайт "Википедия" // ru.wikipedia.org [4]
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Современный литературный портал // stihiya.org [5]
  6. 6,0 6,1 Сайт "Российская газета" // rg.ru [6]
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 Сайт газеты "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"), выпуск от 26 мая 2006 года № 88 (18 846) // old.nvinder.ru [7]
  8. Портал Российского государственного музея Арктики и Антарктики // www.polarmuseum.ru [8]
  9. 9,0 9,1 Сайт "Полярная почта" // www.polarpost.ru [9]
  10. Сайт "Полярная почта" // www.polarpost.ru [10]
  11. 11,0 11,1 Сайт "Испытатели" // testpilot.ru [11]
  12. Сайт "Лик России" // likrus.ru [12]

Страницы сайта по данной теме

Участники событий

Нормативные документы

Литература

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Действия
Символика
Сибирь
Приложения
Инструменты