Бабушкин Михаил Сергеевич (24.09(06.10).1893 - 18.05.1938)
Материал из Медали и Ордена
Родился в 1893 году в деревне Бардино Тайнинской волости Московского уезда Московской губернии (ныне деревня Бородино Мытищинского района Московской области) [1], вблизи посёлка Лосиноостровский (в 1939 - 1964 годах г. Бабушкин, ныне часть Москвы). Русский. В детстве жил в посёлке Перловка (ныне в черте города Мытищи), деревне Ватутино (ныне в черте Москвы, территория района Северное Медведково) и посёлке Лосиноостровский (ныне в черте Москвы; территория района Лосиноостровский).
В 1909 году окончил 3 класса школы в деревне Раево (ныне в черте Москвы, территория района Северное Медведково). В 1909 - 1910 годах работал подручным в бакалейной лавке в Лосиноостровском, в 1910 - 1911 годах - учеником и подмастерьем в телефонно-телеграфных мастерских Северной железной дороги в Москве. Одновременно с работой занимался на Московских вечерних технических курсах. В 1911 - 1914 – слесарь-монтажник в московском торговом доме, занимался монтажом двигателей внутреннего сгорания на европейской части территории Российской империи.
В Русской императорской армии с августа 1914 года. Служил в передвижной артиллерийской мастерской, с осени 1914 года обучался в Гатчинской военной авиационной школе. В мае 1915 года окончил курсы авиамотористов при авиашколе. В сентябре 1915 года окончил Гатчинскую военную авиационную школу, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. 30 сентября 1915 года на Корпусном аэродроме в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в результате столкновения в воздухе самолётов "Фарман-IV" и "Илья Муромец" получил травму правой ноги и контузию, 2 месяца находился в госпитале. Прапорщик (1917). Участник революционных событий 1917 года в Петрограде [1].
В декабре 1917 года выехал в город Харьков для организации там Харьковского отделения Военной авиационной школы. Из-за наступления немцев вместе с авиашколой переехал в город Самара, где с мая 1918 года служил лётчиком-инструктором Самарской военной авиационной школы. В июне 1918 года после вооружённого мятежа Чехословацкого корпуса оказался на территории, контролируемой белыми войсками и начал службу в Белой армии. В октябре 1918 года авиашкола была переведена в город Курган, в августе 1919 года - в город Чита, а затем в город Спасск-Приморский (ныне город Спасск-Дальний Приморского края). Подпоручик (1919).
В апреле 1920 года примкнул к партизанскому отряду, захватившему город Спасск-Приморский. 5 апреля 1920 года во время захвата города японскими интервентами был ранен в ногу. Продолжительное время находился на излечении в госпиталях в городах Иман (ныне город Дальнереченск Приморского края) и Владивосток, затем переболел тифом. С апреля 1921 - лётчик-инструктор Дальневосточной военной авиационной школы (город Владивосток) [1].
В Красной армии с ноября 1922 года. Продолжал служить лётчиком-инструктором Дальневосточной военной авиационной школы, в начале 1923 года переведённой в Москву. В марте 1923 года демобилизован.
С 1923 года работал пилотом в обществе "Добролёт", в 1930 - 1933 годах -пилотом в Гражданском воздушном флоте. Занимался аэрофотосъёмкой, перевозкой пассажиров, выполнял агитационные рейсы, совершал регулярные полёты на Севере. Первым из отечественных лётчиков выдвинул идею ледовых разведок и в 1925 году провёл первую разведку тюленьих лежбищ в горле Белого моря на самолёте-амфибии Ш-2. В июне-июле 1928 года на ледокольном пароходе "Малыгин" участвовал в поисках экспедиции на дирижабле "Италия" под командой генерала Умберто Нобиле, совершил 15 полётов со льда на самолёте "Юнкерс-13", за что был награждён орденом "Красное Знамя".
В августе 1930 года лётчик Бабушкин выполнил рейс Москва - Ташкент на самолете К-4 с пассажирами на борту, открыв одну из самых дальних воздушных магистралей СССР [1].
С 1933 года - лётчик Полярной авиации Главсевморпути. В августе 1933 - феврале 1934 годов участвовал в полярной экспедиции на ледокольном пароходе "Челюскин". После гибели корабля 13 февраля 1934 года в Чукотском море восстановил на льду самолёт-амфибию Ш-2 и 2 апреля 1934 году улетел на нём из ледового лагеря в село Ванкарем (ныне Иультинского района Чукотского автономного округа). Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 года как участник полярной экспедиции на "Челюскине" был награждён орденом Красной Звезды.
В июле-сентябре 1935 года в качестве командира авиаотряда участвовал в первой высокоширотной полярной экспедиции на ледоколе «Садко». Бабушкин первым из советских полярных лётчиков выдвинул идею ледовых разведок, и сам провёл первую разведку тюленьих лежбищ в горле Белого моря на знаменитой амфибии Шаврова - самолете, чьи крылья можно было сложить, и легко поместить самолет на борту ледокола.
21 мая 1937 года экипаж флагманского четырёхмоторного гиганта ТБ-3 (АНТ-6) в составе командира корабля Героя Советского Союза Водопьянова М. С. и второго пилота Бабушкина М. С. впервые в мире совершил посадку на Северный полюс, после чего была открыта первая полярная станция "Северный полюс-1". За проявленные мужество и героизм Михаилу Сергеевичу Бабушкину 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина (№ 3 401) [1].
В 1937 - 1938 годах отважный летчик принимал участие в поиске бесследно исчезнувшего во льдах Арктики четырёхмоторного самолета Героя Советского Союза С. А. Леваневского.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва от Коми АССР.
Михаил Сергеевич Бабушкин погиб 18 мая 1938 года, будучи пассажиром тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, потерпевшего авиационную катастрофу при взлёте с военного аэродрома на острове Ягодник в русле Северной Двины близ Архангельска. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.
В 1939 году, в честь легендарного лётчика, бывший посёлок Лосиноостровский переименован в город Бабушкин, ставший в 60-е годы XX-го века - Бабушкинским районом города Москвы. Там, в 1964 году улица Каляевская была переименована в улицу лётчика Бабушкина, а в 1978 году открыта станция метро "Бабушкинская" в составе участка "ВДНХ" - "Медведково" Калужско-Рижской линии московского метрополитена. В настоящее время это территория Северо-Восточного административного округа г. Москвы.
В Музее Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург) хранится один из самолётов, на котором летал М. С. Бабушкин. Ледовой эпопее по спасению экспедиции У. Нобиле, участником которой был М. С. Бабушкин, посвящён художественный фильм "Красная палатка". В 1974 году именем М. С. Бабушкина была названа одна из улиц Архангельска (микрорайон Маймаксанской судоверфи). Имя отважного полярного лётчика также увековечено в названии одного из островов в архипелаге Новая Земля, мыса на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа, а также острова в Антарктиде.
Лента фотографий, видео и документов
Содержание |
Награды и знаки
Награды и знаки РСФСР
- Орден "Красное Знамя" (08.10.1928)
Награды и знаки СССР
- Высшие степени отличия СССР
- Героя Советского Союза (Указ Президиума ВС СССР от 27.06.1937, медаль не вручалась)
- Ордена СССР
- Ленина (Указ Президиума ВС СССР от 27.06.1937, № 3 401)
- Красной Звезды (Указ Президиума ВС СССР от 20.04.1934)
Воинские звания
Российская Империя [1]
Белое движение [1]
Увековечивание памяти
Надгробная плита
Памятники и бюсты
Населённые пункты
Улицы населённых пунктов
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Сайт "Герои страны" // www.warheroes.ru [1]
- ↑ Сайт "Новодевичье кладбище и некрополь Новодевичьего монастыря" // novodevichiynecropol.narod.ru [2]
- ↑ Сайт "Герои страны" // www.warheroes.ru [3]
- ↑ Сайт "Герои страны" // www.warheroes.ru [4]
- ↑ Сайт "Герои страны" // www.warheroes.ru [5]
- ↑ Сайт "Герои страны" // www.warheroes.ru [6]
- ↑ Сайт "Герои страны" // www.warheroes.ru [7]
- ↑ Сайт "Герои страны" // www.warheroes.ru [8]
Страницы сайта по данной теме
Участники событий
- Категории награждённых